Рабочая программа

 

по духовно-нравственному воспитанию

старших дошкольников

«Лучик»

Составлена на основе примерной программы по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников для дошкольных образовательных учреждений Феоктистова Т. Г., Шитякова Н. П.

 

 

Пояснительная записка

 

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

 

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания видится нам наиболее перспективным, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.

 

Только традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры и экспортированной с Запада цивилизационной модели. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа.

 

Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него
нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости),
нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, доброй воли).

Православная педагогика обогащает педагогику светскую цельностью миропонимания, направляя воспитание на развитие гармоничной личности.

 

Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, преподаваемые детям педагогами.

 

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходят усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Почему именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

 

Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание.

 

Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками (а для этого мы должны познакомить их с этими обычаями и ценностями) и что именно родители ответственны за воспитание детей перед обществом, чтобы детки – не стали для них “бедками”.

 

Общая перспектива нашей работы по духовно-нравственному воспитанию как с детьми, так и с родителями предусматривает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь как детского сада, так и семьи.

 

К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.

 

Родителям, как правило, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, религией и выросли с четкими преставлениями о нормах морали и нравственности.

 

В настоящее время мы, определившись с мнением родителей, согласовав свои действия с ними и в сотрудничестве организовали группу детей старшего возраста и родителей в студию "Лучик". Работает с детьми педагог, прошедший курсы по духовно-нравственному воспитанию.

 

 

 

Цель и задачи.

Цель:

воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

 

Задачи:

1. Формировать первоначальные нравственные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, осуждении и прощении, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и др.);

2. Формировать нравственные потребности, стремления, чувства:
- активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием; чувство благодарности и признательности;
- чувство доброжелательности к окружающим (приветливость, готовность быть полезным, проявлять заботу), сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стремление не судить о других детях плохо;
- любовь к своему Отечеству, интерес к своему краю;
- чувство симпатии к людям независимо от их национальности.

3. Формировать нравственные умения и привычки:
- следовать традиции празднования именин;
- составлять рассказ о своем имени;
- проявлять внимание и заботу к старшим, больным, младшим;
- дарить добрые слова; избегать дурных, плохих слов;
- анализировать собственное поведение в ситуации морального выбора;
- справедливо относиться к людям, допустившим ошибку, не обвиняя и не осуждая их;
- вести себя организованно в общественных местах (уступать место взрослым, маленьким детям; соблюдать правила приличия, говорить негромко, не привлекать к себе внимания, не мешать другим, соблюдать опрятность);
- в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе, ответить на просьбу товарища принять его в игру, быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, согласиться с замыслом, предложенным сверстником;
- тактично выражать отказ от участия в общей деятельности, вежливо ответить на отказ другого ребенка;
- привычка делать самому все, что можно, не требуя помощи других;
- бережное отношение к труду взрослых и товарищей, к вещам, соблюдение порядка и чистоты.

 

 

Возраст детей: 5-7 лет.

 

Сроки реализации программы: учебный год.

Формы и методы работы с детьми: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, игры.

 

Примерное тематическое планирование деятельности с детьми.

 

Сентябрь
Тема: Имя
Октябрь
Тема: Семья
Тема: Слово
Тема: Совесть
Ноябрь
Тема: Благодарность
Тема: Добро и зло
Тема: Щедрость и жадность
Декабрь

Тема: Правда и ложь
Тема: Зависть
Тема: Послушание
Январь
Тема: Трудолюбие
Тема: Милосердие
Февраль
Тема: Родина
Тема: Дружба и верность
Тема: Предательство
Март
Тема: Осуждение
Тема: Воздержание
Апрель
Тема: Прощение
Тема: Память
Май
Тема: Честное сердце

 

В процессе реализации программы возможно достижение следующих результатов:
1. первоначальные нравственные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, осуждении и прощении, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и др.);

2. нравственные потребности, стремления, чувства:
- активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием; чувство благодарности и признательности;
- чувство доброжелательности к окружающим (приветливость, готовность быть полезным, проявлять заботу), сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стремление не судить о других детях плохо;
- любовь к своему Отечеству, интерес к своему краю;
- чувство симпатии к людям независимо от их национальности.

3. нравственные умения и привычки:
- следовать традиции празднования именин;
- составлять рассказ о своем имени;
- проявлять внимание и заботу к старшим, больным, младшим;
- дарить добрые слова; избегать дурных, плохих слов;
- анализировать собственное поведение в ситуации морального выбора;
- справедливо относиться к людям, допустившим ошибку, не обвиняя и не осуждая их;
- вести себя организованно в общественных местах (уступать место взрослым, маленьким детям; соблюдать правила приличия, говорить негромко, не привлекать к себе внимания, не мешать другим, соблюдать опрятность);
- в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе, ответить на просьбу товарища принять его в игру, быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, согласиться с замыслом, предложенным сверстником;
- тактично выражать отказ от участия в общей деятельности, вежливо ответить на отказ другого ребенка;
- привычка делать самому все, что можно, не требуя помощи других;
- бережное отношение к труду взрослых и товарищей, к вещам, соблюдение порядка и чистоты.

 

п\п

Месяц

Тема

Цели, задачи

Форма

проведения

Дидактический материал, оборудование

Сопутствующие формы работы

1

Сентябрь

2 занятия

Семья

Основная идея: семья – это остров любви, терпения, послушания, спасения.

Содержание темы: Родные, родня, род. Почему нужно беречь родных? Забота о близких. Заповедь «Чти отца своего и мать свою». Значение пословицы «Кто родителей почитает, тот во веки не погибает». Основные правила почитания и уважения старших. Что разрушает семью (ссора, непослушание, неправильные поступки, обиды, лень). Что созидает семью (любовь, терпение, уважение, взаимопомощь, нежность).

беседа

игра «Быт моей семьи»

Семейные фотографии.

Литературный ряд для занятий в детском саду: Д. Габе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья», «Бабушка отдыхает», «Именинный обед», Б. Ганаго «Они забыли».

Литературный ряд для домашнего чтения: Б. Алмазов «Горбушка», А. Майков «Мать и дети», В. Дьяченко «Чему учат детей пчелы», «Великодушная дочь».

Практический материал для работы дома: рассмотреть семейный альбом, рассказать о жизни и добрых делах бабушек, дедушек и др. родных; рассказать о семейных реликвиях и традициях; составить родовое дерево.

 

2

Октябрь

Послушание и упрямство

Основная идея: делай не то, что хочешь, а делай то, что нужно.

Содержание темы: Различия слов «слышать» и «слушать». Послушание – умение слышать и понимать другого человека. Упрямый человек не принимает советов старших, делает все по-своему. Непослушание – как с ним бороться. Значение пословицы «Кто кого любит, тот того и слушает».

 

Практический материал для работы в детском саду: игры «4 стихии», «Глухой телефон», «Выполни команду»; решение проблемных ситуаций; игры-этюды.

 

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Кому идти за дровами», А. Каралийчев «Непослушные дети», В. Белов «Ручеек», Н. Артюхова «Трудный вечер», П. Поляков «О послушании».

 

Практический материал для работы дома: упражнять в правилах послушания: «делай не то, что хочешь, а делай то, что нужно»; приучать выполнять просьбы, поручения. Литературный ряд для домашнего чтения: Б. Ганаго «Дочь», «Назови отцом», В.Г. Дьяченко «Ведь это моя маленькая сестра», «Чему учат детей пчелы».

 

 

3

Ноябрь

2 занятия

Слово

Основная идея: доброе слово и горе побеждает, и от беды спасает, а злое слово разрушает и боль причиняет.

Содержание темы: Слово как источник жизни человека. Какие бывают слова. Мудрые, добрые, задушевные слова помогают, сохраняют любовь. Слова лжи, клеветы, брани разрушают мир вокруг нас, хорошее настроение. Слова прощения и покаяния возвращают любовь, покой, лад.

 

Практический материал для работы в детском саду: ресурсный круг «Я дарю слово», упражнения «Комплимент», «Подари слово другу», «Подари слово любимой игрушке», игры «Волшебный стул», «Поляна добра», работа с куклой, обсуждение проблемных ситуаций.

 

Литературный ряд для занятий в детском саду: В.А. Сухомлинской «Петушок-братик, добрый день», «Скажи человеку «здравствуйте», «Красивые слова и красивые дела», «Для чего говорят «спасибо», «Доброго здоровья, дедушка».

 

Практический материал для работы дома: создать копилку добрых ласковых слов; приучать всех членов семьи использовать добрые ласковые слова каждый день.

 Литературный ряд для домашнего чтения: П. Поляков «Дар слова», «Не торопись языком своим», Б. Ганаго «Коварные слова», «Исчезло слово», «Спасительные слова», «Жестокие опыты», «Дух и слово».

Зрительный ряд: видеофильм А. Владимирова «Волшебные слова».

 

Декабрь

1 занятие

Имя

Основная идея темы: человек должен дорожить своим именем, потому что его имя прославили другие люди своей жизнью, поступками, делами.

Содержание темы: Имя – слово, которым называют человека. Значение имени, которое носит человек.

Значение пословицы «Хорошо там и тут, где по имени зовут». Как выбирают имя ребенку. День имени – именины. Как празднуют именины.

Имя человека – его слава и достоинство. Святые и известные люди, которые прославили свои имена в истории.

 

Составление рассказа о своем имени; рассматривание икон святых, наиболее почитаемых на Руси, игра-упражнение «Подбери ласковые имена для друга», Зрительный ряд: именные иконы, портреты наиболее известных в истории и культуре России людей.

 

Практический материал для работы в детском саду: ресурсный круг «Мое имя»

Литературный ряд для занятий в детском саду: А. Барто «Имя и фамилия», Б. Житков «Как меня назвали», В. Сухомлинский «Какой след должен оставить каждый человек на земле».

 

Практический материал для работы дома: узнать вместе с ребенком значение имени, которое он носит; обсудить соответствие характера, поведения ребенка его имени; рассказать о жизни близкого человека, известных в истории или культуре людей, имя которых носит ребенок.

Литературный ряд для домашнего чтения: Жития святых в рассказах для детей, Р. Сеф «Имя у тебя одно», Г. Юдин «Рыжий город»

 

Декабрь

1 занятие

Совесть

 

Основная идея: совесть живет в нас, она подсказывает нам, как поступить в трудной ситуации, как сделать сердце чистым.

Содержание темы: Совесть человека – советчик в жизни. Для чего надо хранить совесть. Жить по совести – значит выполнять все заповеди, правила жизни; не делать того, чего не желаешь себе. Значение пословицы «Глаза – мера, душа – вера, а совесть – порука».

Практический материал для работы в детском саду: постоянно советоваться со своей совестью: «а хорошо ли то, что я делаю?», рассмотреть примеры совестливых добрых поступков детей.

 

Литературный ряд для занятий в детском саду: В.Г. Дьяченко «Рассказы для детей», В.А. Сухомлинский «Стеклянный человечек», «Красивое и уродливое», «Не забывай про родник», «Заболел врач».

 

Практический материал для работы дома: обсудить примеры поведения и поступков близких людей.

Литературный ряд для домашнего чтения: В.Г. Дьяченко «Рассказы для детей», К.Д. Ушинский «Брат и сестра», Д. Пантелеев «Честное слово».

 

 

 

Январь

2 занятия

Добро и зло

Основная идея: добро созидает, а зло разрушает. Все, что мы делаем, возвращается к нам и к близким нам людям. Ответив злом на зло, мы разрушаем мир в душе, в мыслях, чувствах.

Содержание темы: Добрые слова, добрые дела. Доброта истинная (забота, взаимопомощь, помощь в беде) и доброта ложная (доброта через обман, через обиду другого человека). Добро во благо других. Черты доброго человека. Значение пословицы «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром».

 

Практический материал для работы в детском саду: обсуждение житейских ситуаций; кукольный театр с Петрушкой; игра «Следы жизни».

 

Литературный ряд для детского сада: Э. Мошковская «Кто самый добрый», «Каждый свое получил» (эстонская народная сказка), К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», Е. Пермяк «Самое страшное».

 

Практический материал для работы дома: постоянно упражнять детей в совершении добрых дел, подсказывая, напоминая, давая поручения.

Литературный ряд для домашнего чтения: детская Библия, В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо», Т.А. Гофман «Тайна», А. Барто «Вовка – добрая душа», С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

 

Февраль 2 занятия

Родина

 

Основная идея: Родина для человека – место, где он родился, где живут и трудятся его родные. В трудные для Родины времена люди всегда вставали на ее защиту.

Содержание темы: Наша Родина – Россия (в старину – Русь). Почему Русь называлась святой? Герб и флаг России. Родина и ее защитники. Какими должны быть защитники (смелыми, честными, отважными, мужественными).

 

Практический материал для работы в детском саду: прослушивание песен военных лет; организация выставки рисунков по теме «Моя Родина».

 

Литературный ряд для детского сада: новеллы В.А. Сухомлинского «Это Родина», «Отцовское завещание», «Могилы героев», «Заповедь дедушки».

Зрительный ряд: репродукции известных художников по теме «Защитники Отечества», портреты защитников земли Русской Александра Невского, Дмитрия Донского и др.; фотографии родных пейзажей.

 

Практический материал для работы дома: рассказать детям о родных, защищавших Родину, помогавшим в трудные военные годы, о стойкости и подвигах духа и сердца.

 

 

Март

2 занятия

Милосердие и жестокость

Основная идея: сердце может быть милым, умеющим любить и жестоким, не чувствующим сострадания и любви.

Содержание темы: Дела милосердия: помочь нуждающимся, утешить обиженного, ободрить печального, произнести добрые слова, пожалеть. Жестокий человек не знает жалости, сочувствия, любви.

 

Практический материал для работы в детском саду: обсуждение житейских ситуаций; игры «Я тебя люблю», «Волшебный стул», «Поляна добра»; изготовление подарков для мам, бабушек.

 

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Ненаглядный сынок», «Лесной домик», «Красивые слова и красивые дела»; Библия («Притча о милосердном самаритянине»), Л. Стрелкова «Пора, пора, порадуемся», П. Поляков «Утешение», «Блаженны милостивые».

 

Практический материал для работы дома: показать примеры помощи, жалости, сострадания близких нам людей; рассмотреть семейный альбом; приучать быть сострадательными и внимательными к своим близким; оказать помощь нуждающимся (книги, вещи, игрушки др.).

Литературный ряд для домашнего чтения: Ф.М. Достоевский «Дорогая копеечка», З. Тонелиус «Три ржаных колоска», Е. Кошевая «Мой сын», И. Рутенин «Премудрый царь», «Два дара» (народная сказка).

Зрительный ряд: видеофильм А. Владимирова «О горлице и змие».

 

 

Апрель

1 занятие

Память

Основная идея: память о родных и близких, и их традициях.

Содержание темы: Что такое «память». Память как способность человека сохранить в своих мыслях и чувствах образы родных и друзей, их дела и поступки. След человека на земле. Праздники Руси (календарные, храмовые, трудовые, семейные). Памятные даты истории. Значение пословицы «Доброму – добрая память».

 

Чтение художественной литературы,

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Седой волосок», «Самое важное – заставить себя чувствовать», «Огонек в окне», «Жизнь», «Он придет», «Недописанное письмо».

Литературный ряд для домашнего чтения: Житие святых в рассказах для детей П. Поляков «О геройстве», «Победа», Е. Горская «Колин папа».

Зрительный ряд: народный календарь, храмовые иконы, репродукции картин А.П. Бубнов «Утро на Куликовом поле», С.В. Герасимов «Мать партизана», М.Б. Греков «Тачанка», В.М. Васнецов «Три богатыря» и др.

 

Практический материал для работы дома: вспомнить об ушедших от вас родственниках, о том, какой след оставили они на земле; составить календарь истории семьи; изготовить открытки, сувениры к памятным датам родных и друзей.

 

 

Апрель

1 занятие

Трудолюбие и лень

 

Основная идея: человек любит трудиться (прилагать усилия), чтобы проверить себя, свои силы; испытать радость от полученного результата.

Содержание темы: Для чего трудится человек. Что такое трудолюбие. Труд – дело, требующее усилий, стараний, заботы. Труд – источник жизни человека, потому что человек, преодолевая трудности, становится умнее, сильнее, добрее. Лень и праздность – две беды. Как стать трудолюбивым человеком. Значение пословицы "Делу – время, потехе – час".

 

Практический материал для работы в детском саду: игра: «Я умею делать сам»; разработка модели трудовых обязанностей (для уголка природы, дежурств); изготовление игр, игрушек для малышей

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Каждый человек должен», В. Осеева «Своими руками», В. Мусатов «Как хлеб на стол пришел», В. Осеева «Сыновья», П. Поляков «О трудолюбии», И. Рутенин «Три сестрицы».

Зрительный ряд: М. Нестеров «Труды Преподобного Сергия».

 

Практический материал для работы дома: предоставить выбор ребенку в выполнении основных домашних обязанностей и проследить за их исполнением; участвовать в совместном посильном труде (работа в саду, на огороде и др.). Литературный ряд для домашнего чтения: В. Сухомлинский «Счастье и труд», «Пекарь и портной», «Правильно думай о труде», Житие Сергия Радонежского.

 

 

Май

2 занятия

Правда и ложь

Основная идея: от лжи человек страдает, мучается, болеет, у него изменяется настроение; правда освящает жизнь человека, очищает его от грязи, освобождает от зла.

Содержание темы: Что такое правдивость. Почему нельзя обманывать. Возможные последствия правдивых и лживых поступков. Как относятся к правдивым людям. Как вести себя, чтобы быть правдивым. Как избежать лжи. Значение пословицы: «Правда любит свет, а ложь тьму».

 

Практический материал для работы в детском саду: решение проблемных ситуаций; работа с куклой (Баба Яга в гостях); кукольный театр «Врунишка»; круг пожеланий и благодарения «От сердца к сердцу».

 

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Даже цветы покраснели от стыда», «Как мальчики съели мед», «Почему Сереже стало стыдно», «Я больше не буду».

 

Практический материал для работы дома: приучать детей не обманывать, выполнять данное обещание.

Литературный ряд для домашнего чтения: Л. Толстой «Лгун», «Корова», «Косточка», В. Носов «Карасик», В. Осеева «Что легче».